ЗАПРАВКА АВТОКОНДИЦИОНЕРА

 Принцип работы автокондиционеров достаточно прост. У него есть сердце (компрессор) и кровь   (хладагент). Насос прокачивает хладагент в газообразном состоянии через всю систему автокондиционера под давлением. Сначала он поступает в специальный радиатор (правильнее называть его конденсатор), в котором охлаждается и превращается в жидкость (охлаждение происходит за счет воздуха, поступающего снаружи при движении автомобиля или с помощью специального вентилятора). Далее в ресивер-осушитель, который служит для фильтрации микрочастиц грязи, а также частиц износа компрессора. Фреон проходящий по трубкам ишлангам автокондиционера, поступает в TPB (расширительный клапан). Охлажденный газ попадает затем в испаритель, который находится около приборной панели автомобиля. Там же расположен небольшой вентилятор, который прогоняет воздух из салона (или снаружи автомобиля) через испаритель. Воздух охлаждается и поступает обратно в салон. Далее фреон поступает в компрессор автокондиционера и система замыкается. Надо также упомянуть, что, проходя через испаритель, воздух заодно и осушается. Влага вместе с гарью и пылью капает вниз, на землю (вы, наверное, видели небольшие лужицы под автомобилями, которые долго стоят на одном месте с включенным двигателем и кондиционером). Таким образом, воздух в салоне при кондиционировании становится чище.

       Если утечек в системе не обнаружено, то остается только заправить кондиционер. Как известно, природа не терпит пустоты. Если ваш кондиционер по той или иной причине был разгерметизирован, вместо фреона в нем находится воздух и незначительное количество паров воды. Вода для кондиционера особенно опасна. Если вы, например, откатались всю зиму без радиатора кондиционера, ее в системе может быть очень много. Бывали случаи, когда из какого-нибудь шланга при его демонтаже сливалось с полстакана воды. Нетрудно догадаться, что при отрицательных температурах, которые возникают в кондиционере, вода просто замерзнет, перекрыв тем самым регулирующий орган ТРВ. Кроме того, от воды, тем более от растворенных в ней дорожных реагентов, система убивается коррозией.

      Хотя многие и преувеличивают опасность присутствия воздуха в системе, все же он там нежелателен. Воздух, как известно, на 70 процентов состоит из азота. Азот имеет отличные от фреона физические свойства, в результате чего нагрузка на компрессор возрастает. 

       Чтобы убрать из системы воздух и воду, перед заправкой автокондиционера к ней подключают вакуумный насос. Вакуумировать систему в некоторых случаях необязательно. Например, при дозаправке. Если систему ненадолго вскрывали, чтобы поменять золотник, то насос также можно не подключать — система осталась заполненной газовой фракцией фреона, и воздух туда в значительном количестве не попал.

        Теперь в систему надо закачать нужное количество газа. Отмеряется фреон по электронным весам, на которые ставится баллон.  Затем открываются краны, и газ устремляется внутрь кондиционера. Если на системе предусмотрен смотровой глазок, за полнотой системы можно следить еще и по нему. Вместе с фреоном в систему при необходимости заправляется масло или ультрафиолетовый краситель. Делается это через специальный инжектор.

Почему нужно соблюсти именно точное количество фреона?

       В недозаправленной системе наступает масляное голодание компрессора. Как известно, масло переносится фреоном. Если фреона мало, то в компрессор поступает недостаточно масла и это приводит к его преждевременному выходу из строя. Кроме того, недозаправленный кондиционер плохо холодит.

    Перезаправленная система ничуть не лучше. В ней возникают повышенные давления, компрессор работает на пределе возможностей, бывает даже отключается по аварийному давлению. Как и в первом случае, кондиционер не холодит.

     Само собой, заправлять систему можно только предусмотренным для нее типом фреона и масла. Для фреона R-12 следует использовать минеральное масло, а для фреона R-134a — синтетическое. Есть и универсальные масла, подходящие для обоих фреонов.

     Нельзя не заметить, что некоторые проблемы с плохой работой компрессора и ТРВ проявляются только после полной заправки системы. Часто это бывает после того, как человек ездил долгое время с незаправленным кондиционером.

     Для того чтобы в нужный момент автокондиционер не подвел, необходимо позаботится заранее об этом важном устройстве. Это особенно актуально после долгой зимы, когда автокондиционер не используется несколько месяцев. Первым делом проверьте работоспособность автокондиционера. Для этого включите и погоняйте его на всех режимах. Убедитесь, что все рукоятки и переключатели работают, воздух дует холодный (а не слегка прохладный) и такая картина сохраняется на протяжении как минимум 5-10 минут.

   Обязательно проверьте воздушный фильтр салона. На многих машинах это непросто сделать самостоятельно, но всегда сделают на СТО.

Основные неисправности автокондиционера следующие:

  1. разгерметизация системы кондиционирования,
  2. утечка хладогента,
  3. поломка компрессора,
  4. выход из строя подшипников и ремней привода
  5. загрязнение радиатора кондиционера.

    Обслуживание и ремонт автокондиционеров дело тонкое. Зачастую неквалифицированное вмешательство приводит к более серьезным проблемам, чем были до него. Например, проверка герметичности системы и дозаправка хладогентом стоит не так дорого. Но если недозаправить или перезаправить хладогент, то это может привести к поломке компрессора, стоимость которого в 10 раз выше.

   Использование автокондиционера существенно повышает наш комфорт в жаркую погоду. Но вместе с тем увеличивает расход топлива, снижает динамику автомобиля и увеличивает нагрузку на двигатель. В связи с этим отключайте автокондиционер, если в нем нет особой необходимости.

   И последний совет: любое устройство, которым долгое время не пользуются, ветшает. Включайте автокондиционер хотя бы один раз в месяц на несколько минут даже зимой. Это позволит заметно увеличить срок его службы.